Почему в России плохо развит рынок аудита

В сфере аудита назрели серьезные проблемы, связанные с ее развитием и регулированием. Представители рынка по-прежнему находятся в напряжении из-за не так давно проведённой реформы. Многие ожидали позитивных изменений в отрасли, а проблемы только нарастают.

Во-первых, нужно сказать о принятом повышении критерия обязательного аудита. Это привело к снижению клиентуры. Государство повысило границу выручки компаний, которые должны в обязательном порядке заверять у аудитора отчетность. Норму приняли, чтобы снизить нагрузку на бизнес. Но это оказало влияние на рынок аудита.

Если большие компании пострадали не сильно, то у не очень больших аудиторских фирм уменьшилось количество клиентов. Во-вторых, был произведён переход на единый аудиторский аттестат. До января 2013 г. представители отрасли должны были пересдавать экзамен на аудиторский аттестат для получения права проверки разных секторов экономики.

Выяснилось, что такая система оказалась многим не по зубам. Серьезнейшей проблемой, не решенной до конца, остаётся по-прежнему демпинг. В частности, на рынке действует много компаний, которые предоставляют услуги с низким качеством по заниженным ценам. При этом нужно подчеркнуть тот факт, что некачественные услуги аудитора не только препятствуют дальнейшему развитию этой отрасли в целом, они ставят под сомнение профессиональный авторитет.

Бороться с компаниями, соглашающимися оказывать услуги такого рода, должны участники рынка. Здесь есть два пути. Первый путь – через клиентов. Они должны понимать то, что не бывает дешевого аудита. В последнее время в этом направлении ситуация начала меняться. Клиенты начали подходить серьёзно к выбору аудитора, растёт профессиональный уровень заказчика, что тоже влияет на компетентность специалистов аудиторских фирм.

Однако такие случаи распространены не очень. Поэтому решить вопрос недобросовестной конкуренции таким методом на рынке не удастся. Второй вариант решения отраслевых проблем – это саморегулируемые организации. Именно они должны контролировать качество аудиторской деятельности, ввести единый подход к формированию цены, защищать интересы аудиторов с помощью законодательных инициатив и т.д. Но в настоящий момент саморегулирование на практике не работает.

За те 4 года, прошедшие с тех пор, как регулирование государства в лице Министерства финансов России заменили регулированием самих профессионалов, актуальные проблемы аудиторской отрасли, в том числе демпинг, низкокачественные услуги, недобросовестная конкуренция, не были решены. Это связывают с тем, что СРО не оказывает должного влияния на аудиторский рынок. Его по-прежнему регулирует государство в лице Минфина. Министерство финансов держит «на коротком поводке» СРО. Поэтому настоящим регулятором аудиторского рынка все равно является государство.

Ему этот рынок не очень интересен, но важен. На сегодня для многих является очевидным тот факт, что государству хочется жестко контролировать область аудиторских услуг, оно её к этому готовит. Не вызывает сомнения, что контроль государства будет только становиться шире. Ведь аудиторский рынок может влиять на коррупционную и политическую составляющую, на вопросы, которые являются ключевыми векторами курса власти. Но при всей своём интересе в работе аудиторского рынка государство является главным тормозящим элементом.

Создается впечатление того, что государство не заинтересовано в том, чтобы аудит развивался. Оно не дает преференций аудиту, не увеличивает перечень обязательного аудита, никак не реагирует на инициативы аудиторского общества в сфере кадровых вопросов. Государство пытается любым путём усложнить аудитору жизнь, увеличивает критерии обязательного аудита. Здесь нужно вспомнить, что государство наделало много ошибок в вопросе аттестации аудиторов. Возможно, что это связано со следованием каким-то частным интересам. Это только предстоит выяснить.

На сегодня ключевым игроком на аудиторском рынке является не СРО, не аудиторы, не бизнесмены, а государство. В идеале аудит должен ориентироваться на тех, кто является потребителем его услуг — на бизнес. Но так как в России не работает институт регулирования, а государство является крупным инвестором и держателем собственности в стране. Оно и определяет развитие этой отрасли. Поэтому решение главных проблем рынка аудита будет зависеть от политики государства.

Опубликовано: января 13, 2014 в рубрике: Аудит

Еще по теме: