Как ведётся бухучет?

Если Вы начинаете осваивать бухгалтерский учет, тогда эта статья именно для Вас. В ней говорится о двойной записи, уставном капитал, проводке, подведении итогов по счетам, заполнении баланса.

Для чего используют двойную запись

Некоторые компании в течение дня совершают много сделок. Что-то отдали, а что-то получили… Хорошо, когда оплата происходит вместе с продажей. Но часто случается, что товар отдали, деньги за него поступят на счет только лишь через месяц. По другому договору оплата будет произведена через полгода.

Третий договор предусматривает оплату через 2 месяца. Как же тут не запутаться? Для этого в бухгалтерском учете имеется закон о сохранении стоимости, двойная запись. Если компания отдала что-то, то она в то же время что-то получила взамен. И наоборот. То есть любая хозяйственная операция имеет 2 стороны — приход и расход.

При этом запись ведётся на Т-образных счетах. Каждый из них обладает приходной и расходной частью, их называют ещё дебетом и кредитом. Поэтому не случайно каждая операция в бухучете записывается два раза. Сначала ее проводят по кредиту 1-го счета, затем она проводится по дебету 2-го. Такое действие называют проводкой.

Подведение итогов

Существует строгое количество счетов. На любое действие, совершенное компанией, бухгалтер составляет свою проводку. В конце месяца им подводятся итоги, то есть определяется сальдо, которое представляет остаток в каждом счете. Как же это происходит? Сначала бухгалтер должен подсчитать дебетовый и кредитовый оборот. Для этого им суммируются значения в каждой половинке счета. Полученные числа записываются, обводятся синим цветом, чтобы не путать с проводками.

Например, оборот по дебету получился больше, чем оборот по кредиту. Тогда сальдо называют дебетовым. Разница между оборотами фиксируется бухгалтером внизу счета, обводится красным цветом. Для чего определяют итоговое сальдо? Компания продолжает свою работу. Результаты, полученные по каждому счету, переносятся с прошлого на текущий месяц.

Состав бухгалтерского баланса

Данные счетов нужны для создания отчетного документа, который называется бухгалтерский баланс. Его составляют с учётом итогов каждого квартала. По окончанию года предоставляют в налоговую инспекцию. Баланс, как и счета бухучета, состоит из 2-х половинок. Их называют актив и пассив. Что же они представляют собой? При создании предприятия у него появляются активы.

Это деньги, машины, оборудование и т.д. Словом все, что учредители вносят в качестве взноса в уставный капитал предприятия. Сюда также входит то, что оно приобретает в ходе деятельности. К примеру, компьютеры. Долги предприятия называются пассивами. При составлении баланса необходимо помнить правило, которое гласит: сумма активов должна быть равна сумме пассивов.

Как заполняется баланс

Неужели нужно в балансе перечислять все пассивы и активы компании? Тогда в налоговую инспекцию вместо отчета на 2-х страничках придётся отправлять толстую книгу. Конечно, нет. Пассивы и активы делятся на группы. Они называются статьями баланса. Каждая из них имеет в бланке свою строку. В балансе за единицу измерения принимают или тысячи рублей, или миллионы рублей без десятичных знаков.

Поэтому нужно выполнять правильное округление стоимости пассивов и активов, чтобы не нарушалась точность отчета. Готовый баланс необходимо хранить не меньше 5 лет, так как в каждом из них приводятся данные за 3 года. Это означает, что бухгалтер, выполнив анализ баланса, получает истинную картину положения дел в компании.

Как отражается одно событие и в пассиве, и в активе

С двойной записью на счетах бухучета мы познакомились. Баланс заполняется аналогичным образом. Если появился на счетах пассив, значит должен быть и актив. Как можно дважды отразить в балансе одно событие? Чтобы получить ответ на этот вопрос, нужно разобраться, что представляет собой уставный капитал. При создании предприятия у него нет никакого имущества.

Поэтому его учредители дают предприятию в долг собственные деньги либо другие ценности, получая взамен акции либо доли. Так происходит формирование уставного капитала. Он является долгом предприятия перед его учредителями, то есть его пассив. Что тогда будет активом? Стоимость выпущенных им акций либо размер предполагаемых частей.

Предприятие может продать их, получить деньги либо другое имущество. Все, что предприятию должны, является его дебиторской задолженностью. Учредители должны обеспечить оплату его уставного капитала. Пока они не продали или не выкупили свою долю, учредители в долгу перед компанией. Поэтому в пассиве делают запись, находящуюся в строке, которая называется «Уставный капитал». В активе запись делается в строке под названием «Дебиторская задолженность».

Опубликовано: февраля 1, 2014 в рубрике: Бухгалтерия

Еще по теме: