Финансовый механизм и финансовый менеджмент предприятий

Понимать сущность финансового механизма – это важно, так как от этого зависит финансовая эффективность предприятий, организаций. Финансовый механизм – это комплекс показателей приемов, методов образования, использования и распределения денежных фондов для повышения эффективности конечного результата деятельности предприятий. Финансовый механизм является деловым аппаратом этой категории. Вообще механизм – это внутреннее устройство машины, прибора, который приводит их в действие.

Финансовый механизм – это внутреннее устройство финансовой системы как экономической категории, которое приводит её в действие. Финансовый менеджмент – это часть общего менеджмента. В последнее время по этому вопросу стало появляться множество литературы. Менеджмент финансов направлен на то, чтобы управлять движением их ресурсов, отношений, которые возникают в работе хозяйствующих субъектов.

Проблемы эффективности менеджмента (управления) финансами вышли на первое место. Нужно учитывать то, что в рыночных условиях субъекты хозяйствования являются самостоятельными объектами товарно-денежных отношений, отвечают за результат своей деятельности, могут выступать в разных ролях, как эмитент или инвестор ценных бумаг, кредитор или заемщик и т.д. Поэтому содержание менеджмента находится в зависимости от:

  • философии бизнеса, то есть, с какой целью, с каким багажом компания пришла на рынок;
  • долгосрочной стратегии направления;
  • тактики, способности решения задач.

Ценность бизнеса определяется следующими факторами: способностью приобретения необходимых ресурсов, изготовить продукцию с минимальными затратами, вовремя продать товар по разумной цене. Бизнесу требуется капитал для приобретения активов, которыми можно оперировать на выбранном рынке. Деятельность может быть эффективной, если она сориентирована на реальный анализ спроса, предложения, учитывает факторы риска, то есть на теорию предельной производительности и полезности факторов производства. В условиях социализма цель предприятия достигалась затратным методом.

Современные условия – это максимизация рыночной стоимости предприятия, его реструктуризация и т.д. Все это стало возможным при профессиональном менеджменте, который хорошо владеет избранной сферой деятельности (бизнесом), решает задачи с учетом реальной ситуации. Предприятие должно сформировать эффективную систему менеджмента, позволяющую добиться конкурентоспособности, устойчивого положения на своём рынке. Система менеджмента должна разработать политику развития, изыскать необходимые трудовые и материальные ресурсы, совершенствовать организационную и производственную структуру управления организацией.

Большое значение отдаётся маркетинговым исследованиям для изучения рыночных потребностей, чтобы производить конкурентоспособную продукцию и минимизировать издержки производства. В зарубежных странах наработан большой опыт по антикризисному и корпоративному управлению, существует модель менеджмента, ее использование, которое обеспечивает диверсификацию, конкурентоспособность, финансовую устойчивость. Она направлена на применение человеческого фактора. Сейчас появляется много специальной литературы, которая посвящена менеджменту, особенно финансовому.

Доказано, что управление компанией в современном хозяйстве должно основываться на менеджменте, к которому относится и финансовый. Система управления содержит элементы (подсистемы): управляющий (субъект управления), управляемый (объект управления). В экономической литературе управляющий элемент представлен как совокупность базовых элементов: кадры управления, организационная структура финансового управления, финансовые модели, методы, приемы, финансовые инструменты, информация финансового характера, а также технические средства финансового управления. Объектами управления считают:

1. финансовые отношения;

2. активы (их величина, оптимальный состав, внеоборотные и оборотные активы для обеспечения организационных целей);

3. финансовые ресурсы (формирование собственных ресурсов, источников финансирования, их размеров, привлечение заемных);

4. инвестиции, направляемые на оборотный и основной капитал;

5. разные риски;

6. организация текущей, перспективной деятельности для обеспечения устойчивости, платежеспособности, рентабельности компании.

Опубликовано: марта 18, 2014 в рубрике: Финансы

Еще по теме: