Японская стабильность

«В первую очередь нужно служить императору, стране, потом — своей компании, затем — своей семье, в последнюю очередь можно уделить внимание и себе самому». Это главный принцип психологии японцев, который известен еще из феодальной эпохи. Этот посыл отражается и в корпоративной культуре современной Страны восходящего солнца. Японец устраивается на работу один раз на всю жизнь.

Будучи принят в компанию, он остается там до выхода на пенсию. Фирма, в которой он работает, становится его второй семьей. Нематериальная мотивация в Японии осуществляется по схеме «отец-сын», в которой отцом является компания, сыном — сотрудник. Компания помогает получить кредит, часто сама кредитует сотрудников без процентов. Фирма также берет на себя расходы дорогостоящей учебы своего работника, его детей. Многие компании Японии финансируют торжества сотрудников — юбилеи и свадьбы, организуют спортивные праздники.

Некоторые компании предоставляют своим сотрудникам жильё. В некоторых корпорациях Японии приветствуют браки между их сотрудниками. Так корпорация привязывает специалиста к рабочему месту, потому что в этом случае она становится его вторым домом. В Японии высокую мотивацию к работе обеспечивают широкие возможности профессионального и карьерного роста. Повышения бывают незначительными. Но их регулярность хорошо мотивирует сотрудников.

У голландцев — льготы, у шведов — дружный коллектив

В Нидерландах основную роль, определяющую заинтересованность, активность труда работников, отводят льготам, компенсациям. Если сотруднику необходима консультация врача, то компания даёт ему 2 оплачиваемых часа. В течение них работник может посетить больницу.

Если подчиненный отсутствовал на работе в течение 3-х месяцев, к примеру, по болезни, он получает 1 оплаченный дополнительный день отдыха. В Швеции основными ценностями является дружба, коллектив, партнерство. На 2-м месте среди приоритетов стоит у шведов интересная работа. Только 7-ую позицию занимает размер зарплаты. На сегодня многие компании Швеции разрешают сотрудникам работать на дому.

Назад в СССР?

В Советском Союзе распространенными были выплаты на питание. Стандартными являлись бесплатные путевки в санатории и дома отдыха. Сегодня компании России практически не обращают внимания на своих сотрудников, не стараются их удержать, считают, что нет незаменимых специалистов. Российские компании в качестве мотивации часто используют страх, так как пугают сотрудников понижением зарплаты, увольнением.

За границей такое неприемлемо. Конечно, Россия должна ориентироваться на опыт коллег Запада, но не копировать его, так как механический перенос их опыта к нам может не дать никакого эффекта. Но не следует забывать, что нематериальные инструменты поощрения работников компании используют только тогда, когда у сотрудников нет финансовых потребностей.

Опубликовано: Июль 1st, 2014 в рубрике: Финансы

Еще по теме: