Характеристика консультанта

Объектом консультирования для консультантов обычно выступает управленец, то есть первое лицо предприятия, с его проблемами: кадровыми, финансовыми, социальными и др. Консультанты по вопросам управления делятся на 2 группы: специалисты, дженералисты либо универсалы.

Специалисты обычно предлагают новшества. Они находятся в курсе новинок в конкретной сфере знаний. Универсалы обычно предлагают методы. Они работают с несколькими сферами управления, уделяют основное внимание их интеграции, взаимодействию, координации. Специалисты проводят нормативное или ценностное консультирование.

Руководители чаще всего сталкиваются со специалистами для нормативного консультирования в экономической, юридической, организационно-технической сфере, когда разработчики, эксперты, аудиторы, советники, преподаватели дают клиенту рекомендации конкретных изменений с использованием аудиторской и других специальных проверок, документирования, обучения, расчетов.

В ценностном консультировании консультант (идеолог, инноватор, тренер) прививает клиенту, организации новые ориентации через переговорные технологии, обучение, работу в группе, социально-психологические тренинги. Это консультирование используют в работе над получением тотального качества в управлении, а также ориентацией организации на каждого клиента. Универсалы проводят проблемное консультирование проекта или процесса.

Они занимаются обычно предварительной диагностикой организации, планированием, переговорами с клиентами, координацией выполнения решений, выработкой заключений, окончательных предложений разным клиентам. Универсал выполняет управленческие и контролирующие функции. При работе с проектом консультант диагностирует проблемы, предлагает собственные решения. Универсалы консультируют по:

  • целям организации,
  • её стратегии,
  • её структуре,
  • её культуре,
  • её типу развития,
  • её лидерству,
  • её конфликтам и пр.

В управленческом консультировании универсалы создают ситуацию для персонала, который должен сам выявить свое состояние, осознать его, найти пути для решения проблемы, идеи. Суть заключается не в противопоставлении специалистов и универсалов, а в комбинировании их умений и навыков для достижения большого суммарного эффекта. Многие консалтинговые фирмы имеют как специалистов, так и универсалов, между которыми существует разделение труда. Автор этой работы считает, что сегодня в области управленческого консультирования имеется выраженная тенденция к ещё большей специализации.

Все чаще клиент интересуется работой с фирмой, которая не представляет собой универсального эксперта в решении проблем деятельности, а обладает специалистами с нужным опытом и знаниями. К примеру, в функциональной области либо в конкретной сфере промышленности. Также существует разделение на внутренних и внешних консультантов. Внешние консультанты характеризуются независимостью и богатым опытом, оказывают клиентам услуги в соответствии с договором. Внутренние консультанты – это штатные специалисты по экономике, управлению своей организации.

Опубликовано: марта 15, 2014 в рубрике: Консалтинг

Еще по теме: